Оценка внешних бизнес-процессов в экспорте медицинских услуг в Российской Федерации

Ассоциация медицинского туризма и экспорта медицинских услуг > Статьи > Оценка внешних бизнес-процессов в экспорте медицинских услуг в Российской Федерации

Оценка внешних бизнес-процессов в экспорте медицинских услуг в Российской Федерации

Авторы: Орлов С. А., Мадьянова В. В., Столбов А. П., Качкова О. Е.
Материал:
Целью исследования стала разработка классификации и характеристика основных бизнес-процессов (производственных связей), возникающих при развитии экспорта медицинских услуг в Российской Федерации. Исследование проведено на основе данных литературных источников в сети Интернет, анализа и оценки нормативных правовых актов, структурирования процессов взаимодействия между элементами организационной системы. Предложены классификация и характеристики 59 основных внешних бизнес-процессов, возникающих в процессе развития экспорта медицинских услуг в рамках взаимодействия субъектных пар, представленных государственными органами, бизнес-организациями и иностранными гражданами, с учетом регламентирующих их отдельных нормативных правовых документов. Предлагаемые структурированные формы взаимодействия между субъектами участниками экспорта медицинских услуг помогут при разработке новых или совершенствовании имеющихся нормативных правовых актов, необходимых для эффективной реализации данного процесса.
The study objective is to develop classification and to characterize main business processes (production relationships) arising during development of export of medical services in the Russian Federation. Methods. The study was based on information derived from publications off- and on-line, analysis and evaluation of regulatory legal acts, structuring processes of interaction between elements of organizational system. Results. The classification and characteristics of 59 major external business processes arising in process of developing the export of medical services as part of interaction of subject pairs represented by government organizations, business structures and foreign citizens are proposed. The individual regulating documents also were considered. Interpretation. The proposed structured forms of interaction between subjects participating in export of medical services will help developing new or improving existing regulatory legal acts needed for effective implementation of this process.
Основные проблемы в развитии экспорта медицинских услуг в Российской Федерации связывают с низким уровнем развития маркетинга (отсутствием доступной информации на иностранных языках о медицинских организациях и их специализации, медицинском персонале, с малым количеством зарубежных партнеров, привлекающих туристов в Россию), непрозрачностью рынка и отсутствием его государственной поддержки, слабым использованием цифровых технологий в медицине, низким вниманием к вопросам коммуникации с иностранными пациентами и наличием языкового барьера [1, 2], несоответствием имеющейся медицинской инфраструктуры международным стандартам, глобальным отставанием в технической оснащенности и в уровне профессиональной подготовки врачей [3, 4]. Для более детального анализа процессов, идентифицирующих факторы глобального влияния на развитие экспорта медицинских услуг [5, 6], разрабатываются отдельные схемы взаимодействия медицинского туриста с медицинской организацией через медицинских провайдеров и операторов [7, 8] и комплексные управленческие матрицы с дополнительным привлечением таких структурных единиц, как «агенты», «страховые и сервисные компании», «фасилитаторы» [9], на основе которых формируются конкретные стратегии и механизмы продвижения медицинских услуг [10]. Настоящее исследование продолжает практику стандартизации и унификации подходов к оценке потенциальных бизнес-процессов, возникающих в рамках развития экспорта медицинских услуг в Российской Федерации при взаимодействии иностранных граждан и заинтересованных организаций. Материалы и методы Исследование проведено на основе данных литературных источников в сети Интернет, анализа и оценки нормативных правовых актов, структурирования процессов взаимодействия между элементами организационной системы. Результаты исследования Анализ внешних бизнес-процессов (производственных связей) предлагается осуществлять, используя следующую классификацию предоставляемых услуг: —информационные услуги (ИУ), связанные с формированием запросов и получением информации справочно-консультационного характера, медицинских документов, рецептов, уведомлений о дате и времени госпитализации; — медицинские услуги (МУ), оказываемые в том числе с применением телемедицинских технологий; — логистические услуги (ЛУ), связанные с транспортировкой пациентов до/от медицинской организации и их сопровождением; — технологические услуги (ТУ), предоставляемые с использованием специализированных сервисов, применяемые в том числе при оказании медицинских услуг; — финансовые услуги (ФУ), связанные с оплатой медицинских услуг и работ, в том числе выставление счетов на оплату. Процесс оказания вышеперечисленных услуг сопровождается: — резервированием ресурсов (РР; выбор медицинской организации и лечащего врача, запись на прием, госпитализацию, заказ/резервирование лекарственного препарата в аптеке и т. д.) и оценкой качества предоставляемых услуг (ОУ) в рамках соответствующих экспертиз, в том числе при осуществлении независимой оценки качества оказания услуг медицинской организацией. Выделим следующие классы процессов, субъектами которых являются российские юридические лица, зарубежные агенты — представители пациента, а также сам иностранный гражданин — пациент, получающий медицинскую помощь (здесь и далее используются общепринятые трехсимвольные обозначения субъектных пар, где в качестве символа-связки используется цифра «2»): G2G — процессы взаимодействия между государственными органами (G), участвующими в организации предоставления медицинских услуг иностранному пациенту; G2B — процессы предоставления госорганами услуг бизнес-организациям (B), а также процессы осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении бизнес-организаций (интеракции «государство—бизнес»); B2G — процессы подготовки и предоставления бизнес-организацией информации госорганам (интеракции «бизнес—государство»); B2B — процессы взаимодействия между бизнесорганизациями, когда один из субъектов является получателем и/или заказчиком, а другой — исполнителем работы и/или оказывает услуги (интеракции «бизнес—бизнес»); G2С — процессы предоставления государственным органом услуг непосредственно иностранным гражданам (С; интеракции «государство—гражданин»); B2C — процессы выполнения бизнес-организацией работ и/или предоставления услуг иностранным гражданам (интеракции «бизнес—гражданин»); С2B — процессы оценки иностранными гражданами качества предоставляемых услуг и/или выполнения работ бизнес-организациями. Участниками (субъектами) внешних бизнес-процессов являются: — федеральные министерства: здравоохранения (МЗ, МЗ РФ), внутренних дел (МВД), иностранных дел (МИД); — федеральный (ФФ) и территориальные (ТФ) фонды обязательного медицинского страхования, Росздравнадзор (РЗН) и его территориальные органы, Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА); —органы государственной власти в сфере охраны здоровья субъектов РФ (ОУЗ); — медицинские организации (МО), страховые компаниии (СК), ассистанс-компании (АК), иные бизнес-организации (БО), в том числе информационные агрегаторы (ИА); — иностранный(е) гражданин(ане) (ИГ), не имеющий(е) права на получение медицинской помощи по программе государственных гарантий (не имеющий(е) полиса ОМС). Обобщенная характеристика основных внешних бизнес-процессов, сформированных с учетом содержания предоставляемых услуг или отдельных действий (запросов) со стороны участников субъектных пар, представлена в таблице. Заключение Представленный перечень субъектных пар и внешних бизнес-процессов, возникающих при развитии экспорта медицинских услуг, не является исчерпывающим и может быть расширен с учетом специфики профиля оказываемой медицинской помощи и регламентирующих его отдельных процедур. Данный подход позволяет более детально изучать внешние бизнес-процессы в контексте их нормативно-правового регулирования, необходимости гармонизации с международными стандартами и лучшими организационно-управленческими практиками, обеспечивать конгруэнтное взаимодействие участников процесса оказания медицинской помощи иностранным пациентам, не нанося ущерба интересам граждан Российской Федерации.

Архивы

Рубрики

Мета

Get In Touch

Latest Posts