Перспективы развития медицинского туризма на основе создания цифровой платформы

Ассоциация медицинского туризма и экспорта медицинских услуг > Статьи > Перспективы развития медицинского туризма на основе создания цифровой платформы

Перспективы развития медицинского туризма на основе создания цифровой платформы

Авторы: Т.П. ЛЕВЧЕНКО, Ж.В. ГРИГОРЬЕВА

Издание: Вестник РМАТ. 2021.

1В условиях глобальной конкуренции такой феномен современного рынка индустрии туризма, как медицинский туризм, заставляет всю медицинскую сферу развиваться более быстрыми темпами, внедряя новые современные технологии в процессы лечения пациентов, а также улучшая качество обслуживания пациентов [2, 4, 7]. Благодаря развитию данного направления и стремлению стран стать лидерами в каком-либо из сегментов медицинского туризма проводятся активная рекламная деятельность, масштабные мероприятия по привлечению пациентов. Согласно поручению президента Российской Федерации, планируется увеличить количество иностранных медицинских туристов до 500 тыс. в год к 2022 году [5]. В настоящее время отмечается выраженная неравномерность распределения как качественного здравоохранения в мире в целом, так и отдельных медицинских услуг. Основные специализации: стоматология, пластическая хирургия, косметология и гинекология (ЭКО). Однако экспорт медицинских услуг обладает выраженными преимуществами как для страны-экспортера, так и страны-импортера (рис. 1). По экспертным оценкам Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения (оценка по состоянию на март 2020 года, принимая во внимание позитивный прогноз по COVID-19), к 2027 году совокупный среднегодовой темп роста медицинского туризма увеличится на 21,1%, совокупный объем рынка составит 207,9 млрд долларов [1]. Однако существуют некоторые этические проблемы, связанные с медицинским туризмом, такие как различие между стандартами лечения для иностранцев и местных жителей, которые могут препятствовать развитию рынка медицинского туризма. Кроме того, люди, въезжающие из других стран, могут подвергаться специфическим заболеваниям/инфекциям в принимающей стране. Все эти факторы, как ожидается, ограничат рост медицинского туризма. В России можно получить целый спектр медицинских услуг, запрещенных в других странах. Так, например, граждане Китая могут воспользоваться процедурой ЭКО, а граждане Франции – услугами пластических хирургов (с 2019 года во Франции запрещены операции по увеличению груди) и т.д. [8]. Основополагающие факторы, влияющие на получение гражданами медицинских услуг в другой стране [3]: • стоимость медицинских услуг; • качество предоставляемых услуг; • срочность прохождения процедур; • недоступность необходимых процедур в постоянном месте пребывания; • уникальные климатические и природные условия. Спектр российских специализаций для пациентов: сердечно-сосудистые заболевания, заболевания репродуктивной системы, в том числе проведение ЭКО, болезни органов зрения, онкологические заболевания, косметология и пластическая хирургия. Однако и в развитии отечественного рынка экспорта медицинских услуг существует ряд барьеров, препятствующих дальнейшему развитию. В целях дальнейшего развития медицинского туризма возможно создание цифровой платформы с использованием технологий искусственного интеллекта (упрощенный аналог – сервис AIRBNB (впечатления)). На цифровой платформе будут регистрироваться медицинские организации, оказывающие услуги иностранцам и иногородним гражданам. В портфолио такой организации будут указаны полный спектр медицинских услуг, информация о врачах, возможности размещения и проживания в период лечения, гостиницы и различные сервисы в шаговой доступности. Также на цифровой платформе пациенты смогут оставить заявку на упрощенную процедуру получения визы для въезда в страну, оформить страховку, при необходимости – подать заявку на получение кредита. Контент-маркетинг будет использоваться на платформе с целью продвижения новых направлений медицинских услуг. Это поможет выстраивать доверительные отношения с целевой аудиторией. Врачи должны вступать в непосредственное общение по поводу заболеваний и их профилактики, методов лечения. Это позволит повысить доверие к организации медицинского тура, поскольку туристы будут видеть не просто информационную площадку, но ресурс высококвалифицированных врачей. Предоставляемые медицинские услуги подразделяются по следующим критериям: • региональная принадлежность; • сетевой принцип; • ценовая категория; • профилирование; • способы предоставления; • уникальность. В силу широты спектра и географии медицинских услуг ни одно из направлений не имеет явного лидера. Некоторое преимущество имеют компании, которым оказывается поддержка в рамках государственной программы. Пациенты для получения медицинских услуг должны будут пройти уникальную идентификацию на цифровой платформе. Все данные пациента будут сохраняться в личном кабинете. А также через личный кабинет будет организована возможность получения телемедицинских консультаций с предполагаемым врачом для окончательного выбора клиники и медицинской услуги. С помощью цифровой платформы будет организован сервис интегрированных услуг. Интеграция услуг между собой создает уникальную систему, где все предусмотрено и продумано таким образом, чтобы удовлетворить все возможные потребности пациента наилучшим образом. Цифровая платформа предполагает также профессиональный сервис по сопровождению пациента «под ключ»: открытое программное обеспечение, облачное хранилище, аналитический блок по маркетинговым исследованиям в сфере медицинского туризма, страхование профессиональной ответственности врача и организации, телемедицинские консультации при выборе клиники и лечащего врача, упрощенную систему получения виз, а также финансовую модель электронной коммерции, систему уникальной идентификации пациентов. Создание цифровой платформы по управлению медицинским туризмом предполагает на первом этапе выбор приоритетных направлений оказания медицинских услуг для представления на глобальном медицинском рынке, разработку соответствующей бизнесмодели. Далее следует разработка комплекса страховых программ для пациентов, гармонизация нормативной правовой базы для обеспечения беспрепятственного приема зарубежных пациентов, разработка логистических коридоров и разработка сервисных программ набора пациентов.

Архивы

Рубрики

Мета

Get In Touch

Latest Posts