Стандартизированный алгоритм медико-экономической оценки потенциала экспорта медицинских услуг

Ассоциация медицинского туризма и экспорта медицинских услуг > Статьи > Стандартизированный алгоритм медико-экономической оценки потенциала экспорта медицинских услуг

Стандартизированный алгоритм медико-экономической оценки потенциала экспорта медицинских услуг

Авторы: Р.А. Хальфин, С.А. Орлов, В.В. Мадьянова, А.П. Столбов, О.Е. Качкова

Издание: Опыт практической стандартизации

Цель исследования. Разработать стандартизованный алгоритм медико-экономической оценки потенциала экспорта медицинских услуг. Материалы и методы. Использовались методы библиографического и информационного поиска источников в базах данных документов, а также семантический поиск источников в сети Интернет. Проведен анализ нормативных правовых актов и методических документов. Применялись методы системного анализа, информационного и математического моделирования, проектирования организационно-технических систем. Результаты. Разработан стандартизированный алгоритм медико-экономической оценки потенциала экспорта медицинских услуг для медицинской организации (МО), участвующей в реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, основанный на данных, получаемых из информационно- аналитических систем и соотнесенных со сведениями из форм федерального статистического наблюдения, и построенный на принципах взаимодействия между ее структурными подразделениями. Заключение. Стандартизованный алгоритм медико-экономической оценки производственного потенциала МО позволяет проводить синхронную оценку статических и динамических параметров использования ее ресурсов, а также оперативно управлять ими без ущерба для процессов, связанных с оказанием медицинской помощи. Ключевые слова: алгоритм оценки, потенциал медицинской организации, экспорт медицинских услуг, ресурсы медицинской организации, информационно-аналитические системы

Objective. To develop a standardized algorithm for medical and economic assessment of the medical services export potential. Methods. Bibliographic and information search of sources in document databases, semantic search of Internet sources were used. The work analyses regulatory legal acts and methodological documents and applies methods of system analysis, information-mathematical modeling, design of organizational and technical systems. Results. A standardized algorithm has been developed for the medical and economic assessment of the potential for exporting medical services for a medical organization participating in the regional state insurance programs for providing free medical care to citizens. The algorithm is based on data obtained from information-analytical systems and correlated with information from federal statistical monitoring forms, and built on the principles of interaction between its structural divisions. Interpretation. The standardized algorithm of medical and economic assessment of the production potential of a medical organization enables to simultaneously assess the static and dynamic parameters of its use, as well to efficiently manage them without damage being done to the processes associated with the provision of medical care. Key words: algorithm of evaluation, medical organization potential, export of medical services, medical organization resources, information and analytical systems.

Современный этап развития системы здравоохранения Российской Федерации характеризуется регулярными преобразованиями, возникающими в ходе реализации региональных программ модернизации здравоохранения, ведомственных целевых программ и проектов Государственной программы «Развитие здравоохранения», приоритетных и национальных проектов, и поиском наиболее эффективных моделей использования ресурсов здравоохранения. Низкое качество организации процесса управления МО, выраженное в нерациональном использовании медицинского оборудования [1—5], несбалансированном распределении медицинского персонала в структурных подразделениях [2], непропорциональном распределении финансовых средств на административно-хозяйственные расходы и закупочную деятельность, при- водят к экономическим потерям, снижению доступности и качества медицинской помощи, а также удовлетворенности населения предоставляемыми медицинскими услугами [1, 6]. Аналогичные проблемы характерны и для зарубежных систем здравоохранения, в которых оценка эффективности использования ресурсов МО рассматривается, прежде всего, в контексте экономических взаимосвязей [7, 8], планирова- ния и содержания коечного фонда [9], управлении стационарами различной мощности и организационной структуры [10, 11], технической оснащенности и концентрации медицинских услуг [12, 13—17]. В настоящее время для анализа ресурсной обеспеченности МО создаются специализированные подсистемы в структуре Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Например, Федеральный регистр медицинских работников (ФРМР) и Федеральный реестр медицинских организаций (ФРМО), которые вряд ли можно считать полноценными источниками сведений для оценки ресурсного обеспечения МО и расчета их потенциальных возможностей. Данные подсистемы в большей степени решают задачи оценочного характера, такие как: оценка структуры коечного фонда и его достаточности для медицинского обслуживания населения, наличия в структурных подразделениях медицинского оборудования определенного вида, укомплектованности МО медицинскими работниками, но, вместе с этим, не показывают эффективность использования этих ресурсов. Например, не вносятся данные о количестве ис- следований, проводимых на медицинском оборудовании, в связи с чем невозможно оценить степень его загруженности, исходя из производственных характеристик; не фиксируются данные о численности прикрепленного на медицинское обслуживание населения для врачей амбулаторно-поликлинических подразделений; не отражается эффективность работы коечного фонда; не формируется информация об объеме и структуре финансовых средств, получаемых МО в процессе осуществления своей деятельности, и т.д. Все это приводит к необходимости использования дополнительных источников информации, в том числе форм федерального статистического наблюдения, отдельных подсистем в структуре региональных медицинских информационных систем и других источников. Таким образом, отсутствие эффективного инструмента, позволяющего проводить одновременную оценку статических и динамических параметров использования ресурсов МО, определять ее производственный потенциал, в том числе для развития экспорта медицинских услуг, и предопределило цель исследования — разработать стандартизованный алгоритм медико-экономической оценки потенциала экспорта медицинских услуг. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ В процессе выполнения исследования использовались методы библиографического и информационного поиска источников в базах данных документов, публикуемых на сайтах Минздрава России, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, медицинских информационно-аналитических центров, а также семантического поиска источников в сети Интернет. Проведен анализ нормативных правовых актов и методических документов, применялись методы системного анализа, информационного и математического моделирования, проектирования организационно-технических систем. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ В результате проведенного анализа нормативных правовых документов и литературных источников разработан стандартизированный алгоритм медико-экономической оценки потенциала экспорта медицинских услуг (Алгоритм), на основе данных, обрабатываемых в подсистемах ЕГИСЗ, ФРМР и ФРМО, в региональных медицинских информационных системах (электронная медицинская карта (ЭМК), план финансово- хозяйственной деятельности), системах бухгалтерского учета и отчетности МО, информационных системах учета фактических затрат МО, детализированных по статьям и подстатьям затрат в соответствии с кодами классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), информационных систем территориального фонда ОМС (счета-реестры на оплату медицинской помощи) и др. Алгоритм оценки экспортного потенциала включает следующие этапы: I этап — определение текущего состояния МО (описательный анализ); II этап — определение ресурсного потенциала МО, исходя из ее текущего состояния; III этап — распределение финансовых средств, полученных от экспорта медицинских услуг, на обеспечение деятельности МО. В качестве исходных данных для оценки потенциала МО используются сведения, содержащиеся в следующих отчетных формах федерального статистического наблюдения: № 14 «Сведения о деятельности подразделений медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях»; № 14-ДС «Сведения о деятельности дневных стационаров медицинских организаций»; № 30 «Сведения о медицинской организации»; № 62 «Сведения о ресурсном обеспечении и оказании медицинской помощи населению». Анализ ресурсной обеспеченности МО на I этапе следует начинать с составления ее профиля по следующим параметрам: 1. Кадровая обеспеченность. Для описания кадрового состава МО необходимо использовать сведения из формы федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации» (ф. 30) (Табл. 1100 и 1109), а также сведения из ФРМР, содержащие информацию, в том числе о возрасте, стаже, уровне образования и квалификации, занятости медицинских работников. Сопоставление данных источников информации (А 1 ) позволит объективизировать оценку медицинских работников по данным критериям, выбрать из них потенциальных участников для оказания медицинских услуг иностранным пациентам. 2. Материально-техническая база. Для опи- сания материально-технической базы МО сле- дует использовать сведения из ф. 30 (Табл. 3100, 5117, 5118, 5126, 5302, 5404, 5460, 5600, 8000), а также сведения из ФРМО, содержащие информацию, в том числе об имущественном комплексе (зданиях, сооружениях), структурных подразделениях, коечном фонде по профилям медицинской помощи, медицинском оборудовании (тип, производитель, дата ввода в эксплуатацию, плановый срок эксплуатации, размещение в структурном подразделении). Сопоставление данных источников информации (Б) позволит оценить производственный потенциал МО с использованием статистического и нормативного методов (потенциал коечного фонда по плановому количеству пациентов и медицинского оборудования по плановому количеству исследований). На этом же этапе возможно планировать производственные связи между медицинскими работниками в зависимости от классов болезней, отдельных групп заболеваний и профилей отделений стационаров (коек), возникающих при оказании медицинской помощи 2 (В). Кроме того, рекомендует- ся соотнести данные из ФРМР и ФРМО (Г) по параметрам «коечный фонд — занятость медицинского работника» (оценить наличие занятой ставки медицинского работника для оказания медицинской помощи на профильной койке) и «уровень квалификации медицинского работника — медицинское оборудование» (оценить фактическое наличие в штате МО специалистов для работы на определенном медицинском оборудовании). 3. Финансово-экономические ресурсы. Для описания финансово-экономических ресурсов МО необходимо использовать сведения из формы федерального статистического наблюдения № 62 «Сведения о ресурсном обеспечении и оказании медицинской помощи населению» (ф. 62) (Табл. 2000, 3000, 5000, 6000, 7000, 8000, 9000). Соотнесение сведений из ф. 62 рекомендуется осуществлять с данными из реестра счетов на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС (Д). 4. Информационно-коммуникационные ресурсы. Для описания информационно-коммуникационных ресурсов МО необходимо использовать сведения из ф. 30 (Табл. 7000). Содержательное наполнение специфическими подсистемами предопределяет возможности данного вида ресурсов для дальнейшего использования аналитического метода оценки ресурсного потенциала МО и перехода на II этап Алгоритма (Е). Для оценки ресурсной обеспеченности МО на II этапе используются учетные данные из базы данных электронных медицинских карт (ЭМК) МИС (Ж), медицинской карты стационарного больного (формы № 003/у,) и карты больного дневного стационара (форма № 003-2/у-88), на основе которых формируются реестры счетов на оплату по ОМС (3), а также формы федерального статистического наблюдения № 14 «Сведения о деятельности подразделений медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях» (ф. № 14) и № 14-ДС «Сведения о деятельности дневных стационаров медицинских организаций» (далее — ф. № 14-ДС) (И). Данные из ЭМК обеспечивают наполнение иных подсистем, в т.ч. систем учета фактических затрат на оказание медицинской помощи (подсистема «Учет затрат по статьям») (К), которая, в свою очередь, соотносится с реестром счетов на оплату медицинской помощи (Л) и позволяет осуществлять балансировку бюджета МО в части доходов и расходов на ведение деятельности. Подсистема «Учет затрат по статьям» позволяет также осуществлять мониторинг за планом финансово-хозяйственной деятельности МО (подсистема «План ФХД») и оперативно корректировать его при наличии отклонений (М). При анализе оперативных данных на II этапе Алгоритма рекомендуется также оценить уровень использования коечного фонда и взаимодействие между медицинскими работниками в зависимости от классов болезней, отдельных групп заболеваний и профилей отделений стационаров (коек), возникающих при оказании медицинской помощи и правильность формирования отчетных форм ф. № 14 и ф.14-ДС (Н и О соответственно). При оценке использования медицинского оборудования подсистема «Эксплуатация медицинского оборудования» должна быть соотнесена с данными из ФРМО (см. п. 2) для сквозного контроля за эксплуатационными характеристиками (П). Подсистема «План ФХД» обеспечивает контроль за выбором метода и механизма распределения затрат МО и постатейным распределением финансовых средств, полученных от оказания медицинских услуг (Р). Данная подсистема также должна синхронно функционировать в структуре модели взаимодействия между подразделениями внутри МО и с внешними организациями при оказании медицинской помощи пациенту (С). На основе подсистемы «План ФХД» обеспечивается формирование объемов медицинской помощи, выделяемых МО в рамках государственного задания (Т). Объем государственного задания, выделяемый МО в рамках реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, во всей схеме Алгоритма является ключевым и предопределяет ее возможности для реализации производственного потенциала. При формировании и корректировки государственного задания анализируются данные из ФРМР (У), ФРМО (Ф), реестра счетов на оплату МП (Х) и данные из ЭМК (Ц). После оценки объемов государственного задания и их выполнения выявляются сильные и слабые стороны МО, ее возможности по развитию экспорта медицинских услуг и риски, которые в связи с этим могут возникнуть. Данное действие завершает II этап Алгоритма. На заключительном III этапе Алгоритма при наличии у МО возможности по реализации своего производственного потенциала для развития экспорта медицинских услуг проводится оценка эффективности использования и распределения финансовых средств внутри МО. С целью визуального разграничения вышеуказанные этапы в структуре Алгоритма выделены соответствующими контурами. В общем виде Алгоритм представлен на рисунке. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Необходимым условием для эффективной оценки производственного потенциала МО является наличие действующего аналитического инструментария, построенного на взаимодействии специализированных информационно-аналитических систем с системами учета и отчетности. Данное взаимодействие позволяет осуществлять синхронную оценку статических и динамических параметров использования ресурсов МО, а также оперативно управлять ими без ущерба для процессов, связанных с оказанием медицинской помощи. Для решения данных задач разработан стандартизованный алгоритм медико-экономической оценки производственного потенциала МО, который может быть реализован, в том числе, за счет экспорта медицинских услуг.

Архивы

Рубрики

Мета

Get In Touch

Latest Posts