Тенденции развития медицинского туризма

Тенденции развития медицинского туризма

Авторы: Пирогова Ольга Вячеславовна, Буй Тхи Нгуен

Издание: Инновации. Наука. Образование. 2021.

Медицинский туризм представляет собой сравнительно новое направление. Его целью является получение плановых медицинских услуг за пределами региона проживания. Медицинский туризм — термин, обозначающий практику предоставления плановых медицинских услуг за пределами региона проживания, совмещение отдыха за рубежом с получением высококвалифицированной медицинской помощи. Медицинский туризм не обязательно предполагает получение медицинских услуг в другом государстве. Так, в США для снижения расходов пациентов могут направлять в другие штаты [1]. Темпы роста сектора мирового медицинского туризма в настоящее время считаются одними из наиболее высоких, по сравнению с другими туристскими сегментами. Более 50 стран заявляют развитие медицинского туризма на уровне государственной политики. В этом секторе в полной мере задействован весь инструментарий глобального маркетинга. В мире проходит большое количество научных конференций, посвященных теме медицинского туризма. Медицинский туризм породил новую концепцию современного здравоохранения. Не имея возможности решить медицинскую проблему в своей стране, пациент выбирает страну, врача и клинику, где ему могут предложить самое современное и своевременное обследование, лечение. В условиях глобальной экономической конкуренции феномен медицинского туризма заставляет медицину развиваться более быстрыми темпами [2]. Путешествие за границу в поисках укрепления здоровья и благополучия не новое явление. С 18-го по 20-й век в основном состоятельные пациенты из развивающихся стран ездили в медицинские центры Европы и США для лечения. Эта тенденция начала меняться в конце 20-го и значительно усилилась в 21-м веке в результате глобализации коммуникационных и транспортных технологий, когда менее состоятельные люди из развитых стран начали ездить в развивающиеся страны для получения медицинских услуг. Большой популярностью медицинский туризм пользуется среди жителей США, Канады и Западной Европы. В США количество людей, страховка которых не покрывает лечение тяжелых хронических заболеваний, приближается к 110 миллионам. Поэтому многие американцы предпочитают проходить лечение за рубежом, так как стоимость лечения кардиологических, ортопедических и многих других заболеваний, например, в Индии или Таиланде составляет четверть, а иногда и десятую часть стоимости аналогичного лечения в США. В последние годы значительную активность на рынке медицинского туризма проявляют страны Азии. Клиники Vinmed пользовались значительной популярностью до кризиса 2014 года в Вьетнам. Начинает своё продвижение на рынке и Япония, значительно упростив порядок получения медицинской визы, а также учредив под эгидой Министерства экономики, торговли и промышленности консорциум Medical Excellence JAPAN для облегчения пребывания пациентов в этой стране. Согласно индексу медицинского туризма (Medical Tourism Index, MTI) Вьетнам занимает 68-е место из 100. В десятку лучших направлений для медицинского туризма входят Канада, Великобритания, Израиль, Сингапур, Индия, Германия, Франция, Южная Корея, Италия, Португалия и Колумбия [8]. MTI является мировым ориентиром по привлекательности стран как направлений медицинского туризма, рейтингу и анализу состояния страны как направления медицинского туризма. MTI впервые опубликовано данные в 2014 году. Проведено сравнение 30 стран на основе 34 критериев [8]. Топ-5 стран с точки зрения «индекса окружающей среды страны» являются Канада, Великобритания, Сингапур, Германия и Коста Рика. Что касается «индекса расходов на медицинский туризм», то наиболее привлекательными странами являются Канада, Коста-Рика, Филиппины, Мексика и Колумбия. Наконец, в топ-5 стран по «индексу обслуживания» входят Израиль, Сингапур, Канада, Великобритания и Германия [8]. Медицинский туризм в мировой практике включает в себя три функции: информирование о клиниках и услугах, продвижение и организация медицинской помощи и сопровождение пациента на этапе лечения, а также саму поездку и досуг клиента во время пребывания. В зависимости от потребностей клиентов и специфики отдельных стран спектр предоставляемых этими организациями услуг может варьироваться от информирования (как в Германии и Бельгии) до организации лечения «под ключ» — как делается в Южной Корее, Сингапуре и Малайзии. Сервис, который предлагают иностранным клиентам страны-лидеры медицинского туризма, может включать в себя офисы, работающие 24/7 (на Филиппинах), услуги по организации поездки и проживания, удаленные консультации с врачами (как, например, в Израиле) и даже индивидуального медицинского консьержа (например, в Доминиканской Республике). В настоящее время уже сформировался глобальный рынок медицинских услуг со своей инфраструктурой (медицинским менеджментом, органами аккредитации, агентствами медицинского туризма и туроператорами, специалистами в сфере медицинских путешествий). Даже в условиях финансового кризиса медицинский туризм развивается и оказывает всё большее влияние на национальные системы здравоохранения и деятельность страховых компаний, которые всё чаще предпочитают оплачивать лечение клиентов в зарубежных клиниках. В условиях глобальной экономической конкуренции феномен медицинского туризма заставляет медицину развиваться быстрыми темпами за счет современных технологий и улучшения обслуживания пациентов. Выделяют четыре основных побудительных мотива медицинского туризма [2]: низкая стоимость; современные медицинские технологии; высококвалифицированная медицинская помощь; временной фактор (при долгом ожидании медицинского лечения в своей стране). Могут быть и другие побудительные мотивы. Например, отдельных людей интересует возможность совмещения лечения с туристской программой в другой стране (фактор добавленной стоимости). В отдельных случаях пациентов интересует полная анонимность лечения [2]. По данным Минздрава Вьетнама, по итогам 2018 года объем медицинской помощи иностранным гражданам в стоимостном выражении составил более 0,7 млрд долларов, к услугам вьетнамских медиков обратились более 66 тыс. пациентов. Согласно результатам исследования, проводившегося среди 17 подведомственных Минздраву учреждений, в первом полугодии 2019-го за медицинской помощью в Республике Вьетнама приехали 8,2 тыс. человек, которые сгенерировали денежный поток на общую сумму 354,1 млн долларов. При этом 74 % финансовых поступлений от экспорта медуслуг составляет медицинская помощь в стационарах, средняя стоимость пребывания одного пациента в которых по итогам первого полугодия составила 1200 тыс. долааров (с учетом оказанных услуг). Граждане стран Центральной Азии, еще треть пациентов приезжает в Вьетнам из Европы [6]. По данным Минздрава, в России зарубежные пациенты прибегают к услугам как федеральных, так и частных клиник. В федеральных учреждениях у иностранцев наиболее востребованы следующие профили: стоматология офтальмология, сердечно-сосудистая хирургия и нейрохирургия. В частных клиниках — экстракорпоральное оплодотворение, традиционная медицина, стоматология, а также пластическая хирургия. На город Хо Ши Минь с 2019 года так же реализуется региональный проект «Развитие экспорта медицинских услуг». Задача реализации проекта — увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом. В плане за 2025 год пролечить 230 000 иностранных граждан в медицинских учреждениях края (государственных и частных). В реализации проекта принимают участие 3 краевых государственных бюджетных учреждений здравоохранения: «Cho Ray клиническая больница», «VinMec больница», «Hong Ngoc центральная больница» и 2 федеральных учреждения: «Хошиминский Государственный медицинский университет». Проблемы, существующие на сегодняшний день при реализации проекта по развитию медицинского туризма в городе Хо Ши Минь: недостаточно ресурсов для проведения маркетинговых исследований (анализа рынка экспорта мед услуг, потребность иностранных граждан в медицинских услугах, анализ собственных возможностей, конкуренция и т. д.), специалистов по коммуникационным проектам, PR, рекламе, таргетированным механизмам размещения в сети «Интернет», недостаточный уровень знания у медицинских работников английского языка, отсутствие сертификации у МО — участников проекта, необходимой инфрастуктуры и сервисных услуг, страховых пакетов. Развитие медицинского туризма является перспективным направлением, которое необходимо развивать. В настоящее время в учреждениях здравоохранения г. Хо Ши Минь имеются возможности оказывать медицинские услуги высокого качества и с доступными ценами по следующим направлениям: кардиология, нейрохирургия, травматология, офтальмология, стоматология. Для решения поставленных задач необходимо решать проблемы с языковым барьером, уровнем знаний и технологическим обеспечением процессов в соответствии с международными стандартами. Планируется развитие инфраструктуры и сервисных услуг как в медицинских организациях, так и на всех этапах пребывания потребителя медицинской услуги.

Архивы

Рубрики

Мета

Get In Touch

Latest Posts