Корея на международном рынке медицинского туризма
За последние 15 лет международный рынок медицинского туризма претерпел значительные изменения, обрел системность и единые стандарты оценки. Во многом это произошло благодаря появлению в 2016 году единого международного рейтинга стран по медицинскому туризму – Medical Tourism Index. Республика Корея входит в рейтинг топ-15 стран, добившихся высоких результатов в национальной программе развития экспорта медицинских услуг, и благодаря правительственной программе поддержки медицинского туризма привлекает более 300 000 иностранных пациентов ежегодно.
Проведем обзор инструментов развития национальной программы развития экспорта медицинских услуг Республики Корея.
1. Основой стремительного развития медицинского туризма Кореи стал закон о развитии медицинского туризма 2009 года, который ввел термин «медицинский туризм», а также впервые заложил регламент развития данного направления.
2. С целью консолидированного продвижения корейской медицины за рубежом был разработан единый бренд – Medical Korea, который маркирует большую часть промоматериалов о корейском медицинском туризме.
3. Гуманитарный характер программы развития медицинского туризма был укреплен программой благотворительных операций для граждан тех стран, которые являются потенциальными рынками-донорами иностранных пациентов. В рамках таких программ иностранные граждане из России, Казахстана, Монголии и ряда других стран получали бесплатное лечение в клиниках Кореи с последующим освещением таких программ в местных СМИ на родине пациентов.
4. В 2015 году была разработана национальная система аккредитации медицинских организаций, оказывающих медицинские услуги иностранным пациентам KAHF, цель которой – повышение стандартов в работе с иностранными пациентами.
5. В 2014 году разработан единый информационный портал медицинского туризма Республики Корея – visitmedicalkorea.com, который стал консолидирующей цифровой площадкой предложений корейских клиник.
6. Открыты офисы по медицинскому туризму при муниципалитетах и в аэро- порту Сеула с целью информационной поддержки медицинских туристов и обеспечения их промоматериалами клиник Кореи.
7. На базе Министерства здравоохранения Кореи учрежден орган по разбору случаев оказания неквалифицированной медицинской помощи иностранным гражданам, который выступает как медиатор между клиникой Кореи и медицинским туристом.
8. Учреждена национальная выставка медицинского туризма, которая проходит каждый год в Сеуле и представляет ведущие медицинские организации страны, ориентированные на привлечение иностранных пациентов.
9. Учреждена ежегодная международная конференция по медицинскому туризму Medical Korea с привлечением ведущих зарубежных спикеров по медицинскому туризму и экспорту медицинских услуг.
10. Разработана и внедрена программа подготовки координаторов по работе с иностранными пациентами с присвоением сертификата. Прием на работу в медицинскую организацию координатора возможен только при наличии такого сертификата. Таким образом, Корея установила собственный образовательный стандарт.
11. Организованы регулярные пресс-туры для представителей зарубежных СМИ с последующим освещением информации о рынке медицинского туризма Кореи у себя на родине.
12. Оказание информационной поддержки для открытия филиалов и представительств корейских клиник за пределами страны при выходе на рынки Северной Америки, Ближнего Востока, Средней Азии и СНГ.
13. Организация работы телемедицинских кабинетов со специально разработанным программным обеспечением U-Health на базе зарубежных офисов Национальной организации туризма Кореи, государственной структуры, ответственной за развитие въездного туризма в республику.
14. Запущена программа софинансирования рекламных кампаний за рубежом в целевых странах-донорах иностранных медицинских туристов. В рамках программы агентства медицинского туризма могут получить до 70 % компенсации затрат на разработку рекламного материала, его публикацию и трансляцию в СМИ.
15. Организованы многочисленные деловые миссии с участием представителей администрации муниципалитетов и медицинских организаций Республики Корея в страны-доноры иностранных пациентов. В рамках деловых миссий организованы бизнес-встречи с представителями локальной медицины и турбизнеса.
16. Организована консолидированная выставочная активность корейских клиник на зарубежных выставках туристической и медицинской направленности. Медицинским организациям производится компенсация части затрат на участие в выставках.
17. Учреждены программы бесплатных стажировок иностранных врачей в корейских клиниках. Цель программы стажировок – обеспечить преемственность медицинской помощи и постлечебное наблюдение за пациентами, получившими медицинскую помощь в Республике Корея.
18. Организована грантовая поддержка ученых, занимающихся исследовательской деятельностью в области развития медицинского туризма Кореи.
19. По ряду нозологий, например по пластической хирургии, организована программа возврата НДС иностранным медицинским туристам.
Так называемая «корейская модель» развития медицинского туризма привлекательна для многих стран, однако не следует забывать, что 95 % клиник Кореи – частные, в то время как в России в федеральном проекте «Развитие экспорта медицинских услуг» участвуют преимущественно государственные медицинские организации.