Медицинский туризм Великобритании в рейтинге мирового рынка
Издание: В сборнике: Социально-экономическая география в XXI веке: новые реалии и практические возможности.
Авторы: Н.А. Грудцын
Медицинский туризм зародился еще в начале прошлого века, но вычленился из лечебно-оздоровительного в самостоятельный вид деятельности сравнительно недавно; за прошедшее время приобрел высокие темпы роста, стал одной из отраслей зеленой экономики. В 2019 г. мировой рынок медицинского туризма превысил 100 млрд долл США, к 2027 г., по прогнозу, достигнет 270 млрд долл. При этом совокупный ежегодный темп роста составит 12,7%. В том же году в этом виде туризма участвовали более 24 млн чел. К 2027 г этот показатель увеличится до 74 млн чел, средний темп роста составит 15,3%. Согласно данным ассоциации медицинского туризма, список стран лидеров в данном виде деятельности возглавляет Канада, затем в порядке убывания следуют: Сингапур, Япония, Испания и Великобритания (табл. 1). Как видно из таблицы среди лидеров всего две страны – представители европейского региона.
Представленный здесь рейтинг стран составлен на основе восприятия американцами 46 международных пунктов учреждений здравоохранения; оценка потребителей составлялась по 41 критерию трех основных параметров: привлекательность пункта назначения, безопасность, качество обслуживания. Как и любой другой рейтинг, составленный по результатам опросов, он имеет определенные недостатки, но все-таки в той или иной мере отражает состояние мирового рынка медицинского туризма. Дальнейший анализ состояния медицинского туризма в современных реалиях выполнен на примере Великобритании, имеющий устойчивый тренд развития системы здравоохранения. Как видим, пандемия COVID-19 сильно повлияла на показатели расходов по здравоохранению (рис. 1). Общие текущие расходы на здравоохранение за 2020 год оцениваются в 269 млрд фунтов стерлингов, что на 20% больше, чем в 2019 году. Значительный рост расходов, вероятно окажется ключевым фактором, определяющим рост рынка медицинского туризма в ближайшее десятилетие. Потребность в улучшении доступа к здравоохранению, повышении доступности и Великобритания является одним из важнейших игроков на рынке медицинского туризма. Государственный и частный сектор здравоохранения предлагают пациентам медицинское обслуживание высокого качества. Обязательное регулирование работы поставщиков медицинских услуг в Англии, одной из четырех стран Великобритании, осуществляется Комиссией по качеству медицинского обслуживания (CQC) (Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия имеют свои собственные нормативные механизмы, аналогичные тем, которые существуют в Англии). Медицинские услуги в государственном секторе предоставляются населению Национальной службой здравоохранения (NHS). Наравне с государством, активным игроком рынка медицинских услуг являются частные клиники; существуют районы, специализирующиеся на предоставлении высококачественных медицинских услуг (например, улицы Харлей и Уимпол в Лондоне.
QHA Trent – это управляемая частным образом независимая британская компания в области здравоохранения, ключевой задачей которой является повышение качества и снижение рисков для пациентов, населения в целом и поставщиков медицинских услуг. Разработанная в рамках компании схема аккредитации специализируется на обследовании и аккредитации организаций, предоставляющих медицинские услуги, таких как больницы, клиники и СПА. 252 В Великобритании также был создан международный проект – свод правил (кодекс) медицинского туризма «Лечение за рубежом», который направлен на решение проблем и укрепление стандартов в индустрии медицинского туризма. Кодекс регулирует ключевые для медицинских туристов вопросы и информирует о клиниках или посредниках, соответствующих установленным стандартам. Участие в проекте добровольное, поставщики медицинских услуг и агентства медицинского туризма должны предоставить заявку на соответствие Кодексу практики лечения за рубежом и самостоятельно сертифицировать внутренние бизнес-процессы. Заявка рассматривается и утверждается (или отклоняется) внешними экспертами, что делает решение более объективным. Важной особенностью является то, что кодекс не предназначен для оценки клинического качества и результатов. Основное внимание уделяется деловой практике медицинского туризма, взаимоотношениям между пациентом и поставщиком медицинских услуг и коммуникационным / информационным аспектам медицинского туризма. Агентства и поставщики медицинских услуг, которые успешно завершили процесс оценки, имеют право разместить логотип Кодекса на своем веб-сайте и в рекламных материалах, а также быть внесенными в список на веб-сайте «Лечение за рубежом».
Рынок здравоохранения является одним из самых значимых для современного общества. Сохранение жизни и здоровья населения во многих странах становится основным аспектом развития государства. При этом повышается конкуренция среди организаций, предоставляющих медицинские услуги как гражданам государства, так и медицинским туристам. Великобритания в течение долгого времени оказывает качественные услуги пациентам на основе разработанных стандартов и эталонов, которые используется в медицинских учреждениях по всему миру. Наличие эффективной схемы регулирования рынка медицинских позволило Великобритании удерживать свои позиции лидера на рынке медицинского туризма даже в условиях повышенной конкуренции со стороны азиатских и латиноамериканских стран.