Общие положения развития экспорта медицинских услуг

Ассоциация медицинского туризма и экспорта медицинских услуг > Статьи > Общие положения развития экспорта медицинских услуг
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ

Общие положения развития экспорта медицинских услуг

По перечисленным нормативным документам видно, как много из них посвящены миграционному учету. Ответственность медицинской организации и должностного лица за невыполнение норм миграционного учета — существенна и выражается в довольно серьезных штрафных санкциях: от 40.000 до 50.000 рублей на должностное лицо и от 400.000 до 500.000 руб на медицинскую организацию.

Второй важный аспект — персональные данные — Федеральный закон №152. При обработке персональных данных иностранных граждан медицинская организация имеет дело с трансграничной передачей данных.

Следующее — Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг и так далее. Указ президента о национальных целях и задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Это тот Указ, который заложил основу для Федерального проекта “Развитие экспорта медицинских услуг”.

Следующий нормативный акт – паспорт национального проекта «Здравоохранение»; паспорт Федерального проекта развития медицинских услуг; Постановление Правительства об утверждении правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации; Приказ Минздрава об утверждении методик расчетов показателей федерального проекта экспорта медицинских услуг, который важен для любой медицинской организации, поскольку в нем содержится формула, как считать, и кто считается из иностранных пациентов, получающих медицинскую помощь планово в России, кто входит в учет и статистику в отчете этого направления: Приказ Минздрава об утверждении методик расчета целевых и дополнительных показателей национального проекта здравоохранения; Распоряжение правительства об утверждении стратегии развития экспорта услуг, где в первом приближении данный документ содержал экспорт медицинских услуг; Распоряжение правительства о перечне продукции, товаров, работ, услуг, подлежащих поддержке экспорта Федеральными органами исполнительной власти; Приказ министерства внутренних дел об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел о предоставлении государственной услуги по осуществлению миграционного учета и конечно в регионах.

У субъектов Российской Федерации есть еще дополнительные приказы и распоряжения. К примеру, в Департамента здравоохранения Москвы, имеется приказ об утверждении правил оказания платных медицинских услуг гражданам и юридическим лицам государственными организациями в системе здравоохранения города Москвы.

Координатору целесообразно ознакомиться с этими документами. Среди них есть очень короткие и имеются довольно развернутые. Но без фундамента по линии правовой базы такое должностное лицо медицинской организации как Координатор будет, некомпетентен в том, что собой является экспорт медицинских услуг и чем он регламентируется.

Рассмотрение блока «Развитие экспорта медицинских услуг в России» даст общий экскурс о том, какое место сегодня Россия занимает в теме медицинского туризма, экспорта медицинских услуг в мире. Какие существуют риски, угрозы, какие есть цели и показатели.

Итак, существует относительно независимый рейтинг стран по медицинскому туризму. Это Medical Tourism Index, который ведется американской Ассоциацией медицинского туризма.

Методика расчета рейтинга остается непрозрачной и не позволяет ответить на вопрос, по какой причине Россия занимает 41 место в данном рейтинге среди 46 дестинаций по медицинскому туризму.

Фундаментом для развития данного направления в России стали два Указа Президента: Указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», сейчас этот период сдвинут до 2030 года. Второй — Указ Президента РФ от 5 сентября 2022 года № 611 «Об утверждении концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом».

Первый Указ Президента заложил основу для формирования значимого Федерального Проекта, в который включены подавляющее количество регионов нашей страны — 70. Второй из перечисленных Указов Президента нацелен на развитие международной репутации здравоохранения России за рубежом и системы здравоохранения России, как передовой в мире.

Собственно, эти два Указа и стали фундаментальной основой для развития направления «Экспорт медицинских услуг». Это сигнал, о том, что данное направление будет перспективным еще долгое количество лет.

Несмотря на достаточно низкую позицию России в международном рейтинге, реально проект по развитию въездного медицинского туризма и экспорта медицинских услуг заработал с 1 января 2019 года со стартом Федерального проекта. Это было затруднительно для медицинских организаций, поскольку, в этой области у медицинских организаций самой разной формы собственности, был достаточно низкий уровень компетенции.

Не смотря на подготовку управленческих кадров по имеющимся программам в экспорте медицинских услуг, относительно недавно появилась программа, нацеленная на подготовку специалистов, непосредственно работающих с иностранными пациентами. Программа направлена на обучение именно такой категории, как Координатор.

На сегодняшний день, в подавляющем большинстве медицинских организациях подобная позиция отсутствует. Это не из-за того, что должность целенаправленно не введена в штатную структуру, а из-за отсутствия на рынке труда квалифицированных кадров,, способных занять должность Координатора.

Необходимым устранить данный пробел и дать специалистам возможность быть востребованными в крупнейших медицинских организациях, начиная от национальных медицинских исследовательских центров и далее до региональных и даже муниципальных, которые активно развивают тему медицинского туризма.

Если говорить про цифры, Координатору необходимо понимать, почему его направление востребовано и почему в стране занимаются этим направлением в рамках Федерального закона, Федерального проекта по развитию экспорта медицинских услуг: на сегодняшний день по состоянию на 2022 год 70 (семьдесят) субъектов Российской Федерации включены в этот процесс, имеют свои региональные паспорта с планами развития, планами реализации, целями, задачами (ил. 6).

В 2021 году более семи миллионов иностранных граждан получили плановую медицинскую помощь на территории Российской Федерации. Это данные Минздрава России, которые были озвучены в 2022 году на конференции, посвященной вопросам медицинского туризма и экспорту медицинских услуг в Воронеже 2 сентября 2022 года. Цель, поставленная президентом Российской Федерации – достижение показателя выручки от экспорта медицинских услуг за год — один миллиард долларов США.

Необходимо рассмотреть, какие риски существуют на международном и национальном уровне, также на уровне региональном и в медицинских организациях.

Первый риски — риск невыполнения поставленных задач и риски отсутствия развития этого направления.

Всем известно, что в 2020 году началась пандемия новой коронавирусной инфекции, и само собой разумеется, как национальные, так и границы подавляющего большинства стран практически всего мира были закрыты. Это существенный уровень риска. Как видно на ил. 7, ползунок находится в красной зоне, это означает что риск очень высокий, очень серьезный для многих стран по развитию направления медицинского туризма, экспорта медицинских услуг.

Однако необходимо отметить, что это направление настолько важно для отечественной экономики и в качестве гуманитарной сферы, что от 6 июня 2020 года, буквально через несколько месяцев после начала пандемии, вышло Распоряжение Правительства. Оно позволяло в условиях даже закрытой границы иностранным гражданам, намеревающимся попасть в нашу страну на медицинские услуги, на плановую медицинскую помощь. Данное распоряжение Правительства позволяло иностранным пациентам пересекать границу, имея на руках приглашение на въезд от медицинских организаций.

Таких гуманитарных коридоров, к сожалению,, подавляющее большинство стран не сделали. В этой связи, данный риск, что в условиях закрытия национальных границ из-за, пандемии, данное направление – экспорт медицинских услуг/медицинский туризм остановится — нивелирован. Таким образом, у России уже есть практика применения Распоряжения Правительства, когда был сохранен гуманитарный коридор для иностранных граждан, прибывающих в страну для такой цели, как лечение, получение плановой медицинской помощи.

Следующий международный риск – это негативная репутация страны.

Сегодня мы живем в глобальном мире, где политические технология отдельных западных стран ставят своей целью “очернение” международной репутации России. Однако традиционно медицинскими туристами, прибывающими на территорию Российской Федерации, являются граждане дружественных стран СНГ. Это в основном граждане бывших Союзных Республик и ряда стран Восточной Европы, что достигает более 80%. Поэтому можно отметить, что это также нивелирует данный риск.

Далее риск, о котором необходимо отметить, это нарушение транспортного сообщения. Здесь нужно упомянуть о том, как санкционная политика Запада, к сожалению, нарушает традиционные логистические маршруты, в том числе как для туристов, так и для медицинских туристов. Тем не менее, поскольку страны СНГ находятся в непосредственной близости, они имеют общие границы с Российской Федерацией, то в кратчайший срок с начала санкционного давления, это уже в начале 2022 года России удалось преодолеть данный барьер. Этот барьер был довольно серьезным, также высоким был и риск.

На сегодняшний день транспортное сообщение функционирует полноценно, оно практически восстановлено с дружественными странами по отношению к России и список этих стран совпадает со странами-донорами иностранных пациентов.

Далее, существует риск в том, что Россию могут исключить из международного рейтинга стран по медицинскому туризму, то есть Medical Tourism Index.

Этот риск для России не представляет большой репутационной угрозы, поскольку сам по себе рейтинг или индекс стран по медицинскому туризму вызывает много вопросов. Профессиональные сообщества не имеют доверия к нему, но вынуждены ориентироваться на данные данного рейтинга в виду того, что он — единственный. Как уже было отмечено ранее, позиция Российской Федерации незаслуженно занижена по каким-то политическим причинам.

Следующий риск, который будет рассмотрен, он относится к категории национальных рисков. Это риск – наличие правового статуса отрасли в законодательстве (ил. 11). Хотя в России реализуется федеральный проект “Развитие экспорта медицинских услуг”, который работает в 70 субъектах РФ, на сегодняшний день видно, что не все участники процесса: как все государственные структуры, так и региональные структуры, которые могли бы быть вовлечены в развитие медицинского туризма, в него не вовлечены.

Речь идет про региональные управления по туризму, такие как комитеты по туризму, или министерства туризма, или же агентства по туризму, входящие в состав правительств регионов. Это говорит о том, что, к сожалению, для них формулировка «экспорт медицинских услуг» не подходит под те статьи финансирования, по которым они работают. И для этих структур необходимо появление формулировки в Федеральном законодательстве «медицинский туризм», которая пока отсутствует, но работа над этим ведется.

В 2022 году в рамках рабочей группы при Государственной Думе по медицинскому туризму, рассматривается этот вопрос и предполагается, что в 2023 году такой термин появится в Федеральном законодательстве. В конечном итоге, региональные управления по туризму России смогут подключиться к данному проекту. Благодаря своим компетенциям, заложенному бюджету, рассматриваемые ими международные проекты будут реализованы.

Следующий риск, который существует и он для нашей страны минимален для развития медицинского туризма – это ужесточение визовой политики.

Общеизвестно, что в 2022 году страны Западной Европы ужесточили визовую политику в отношении граждан Российской Федерации. Это означает, что въездной медицинский туризм в Европе, который рассчитывал на российский поток, будет иметь большие проблемы из-за сложности получения визы. Медицинский турист, который намеревался выезжать из России на лечение в такие страны, как Германия, Франция, Италия, Австрия, Швейцария будут иметь существенные сложности, если вообще сохранится для него такая возможность.

Напротив, в нашей стране этот риск минимален, поскольку, как уже говорилось ранее, до 80 % иностранных пациентов, это иностранные пациенты, которые приезжают из стран СНГ, не имеющих визовый режим, к тому же Россия не имеет визовый режим с 90 странами мира, что большой показатель.

Далее риск, который существовал, но не актуален для нашей страны – это национальный отраслевой бренд.

Всем известно, что в Турции есть бренд развития медицинского туризма, в Южной Корее имеется национальный бренд развития медицинского туризма, имеется и в Малайзии, но и во многих других странах мира. В России, благодаря деятельности Минздрава России, Координирующего центра по реализации федерального проекта по развитию экспорта медицинских услуг, также имеется национальный бренд и даже в первом приближении брендбук по медицинскому туризму.

Еще один риск, который существовал, и он довольно велик – это отсутствие центра координации и методологии (ил. 14) развития медицинского туризма и экспорта медицинских услуг.

На сегодняшний день, на базе координирующего центра, который был упомянут выше, такой центр существует, но в помощь ему работают и такие центры методологии, например, на базе ГБУ «НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы» (далее, НИИОЗММ ДЗМ).

Именно здесь разрабатываются многие шаблоны и стандарты, которые будут рассмотрены дальше.

Также НИИОЗММ ДЗМ является ключевой структурой по научной работе. Анализ предыдущих лет показывает, какое количество научных статей, монографий, учебно-методических пособий выпускает НИИОЗММ ДЗМ по медицинскому туризму, то можно отметить, что институт занимает лидирующую роль в науке по линии экспорта медицинских услуг.

Еще один национальный риск – это коммуникационные кампании (ил. 15). Сформированная Минздравом России когда-то коммуникационная компания или информирование иностранных граждан о возможности лечения в России, является фундаментальной основой развития направления, и существует уже портал RussiaMedtravel, к примеру, Федерального уровня, который открыл двери к цифровой витрине для медицинских организаций по выходу на международный рынок.

В Москве в рамках Департамента здравоохранения Москвы имеется мощный портал Мосмедтур, который открывает двери на международный рынок, выступает как цифровая витрина здравоохранения столицы.

Еще один национальный риск – это инструменты или отсутствие инструментов обмена опытом.

Поскольку Россия широко представлена в экспорте медицинских услуг, 70 субъектов вовлечены в медицинский туризм, у всех есть свой опыт, у всех есть свои страны-реципиенты. Если для Москвы актуальны страны Западной Европы и Восточной и Ближнего Востока, то Дальний Восток ориентируется, например, на страны Юго-Восточной Азии. Сибирь ориентируется в большей степени на Казахстан и страны Средней Азии и так далее. Следовательно, риск того, что успешные практики, удачный опыт не будет циркулировать, существует.

Данный риск можно считать снятым, поскольку, например, НИИОЗММ ДЗМ на регулярной основе выпускает дайджест обзор рынка, обзор ситуации на рынке, трендов. Это дайджест — Медицинский туризм и экспорт медицинских услуг, который доступен в открытом виде, в электронном виде, в интернете по запросу.

Четвертый номер планируется на период осень-зима 2022 года и далее следующий номер будет уже в мае 2023 года. Все журналы открыты, публикации успешного опыта и практик. Все номера Дайджеста – бесплатны. Это на сегодняшний день ключевой цифровой ресурс по обмену опытом по целому ряду направлений и работа с пациентами, и международный опыт и опыт регионов, и актуальная правовая информация.

Далее необходимо рассмотреть риск, связанный с конгрессно-выставочной поддержкой.

На сегодняшний день, не все страны имеют конгрессно-выставочную поддержку, которые пытаются развивать медицинский туризм, но в них отсутствуют сфокусированные таргетированные мероприятия, конгрессные мероприятия по медицинскому туризму. Негативным примером такого риска является Германия, страна, которая известна как дестинация по медицинскому туризму, страна-реципиент иностранных пациентов. Одновременно с этим в Германии нет узкоспециализированной выставки, конгресса по медицинскому туризму.

Тем временем, Россия обладает выставкой «МедТревелЭкспо», в Экспоцентре Торгово-промышленной палаты, где в течение четырех дней сфокусировано проходит большая деловая выставочная программа именно по медицинскому и оздоровительному туризму.

На ил. 19 продемонстрированы некоторые сессии деловой программы указанной выставки.

Это — и инвестиционная сессия по медицинскому туризму, конкурс Медтрэвэл лидер-2022, Академия по медицинскому туризму, которую будет вести эксперт НИИОЗММ ДЗМ, это и круглый стол стран ЕАС.

К этой программе можно добавить, что будет круглый стол по медицинскому туризму стран ШОС, это будет форум Россия-Ближний Восток и много других сессий по тематикам.

Еще один риск, который существует на национальном уровне, отчасти был уже озвучен – это регулирование ценообразования.

Дело в том, что на сегодняшний день иностранные граждане в рамках получения плановой медицинской помощи, получает ее за стоимость, которая точно такая же, как и для граждан России, получающих помощь платно. Конечно, в странах, развивающих международный медицинский туризм, это очень редкая практика.

Как правило, для иностранных пациентов есть повышающий прейскурант или повышающий коэффициент. Страны, которые более долгое время развивают это направление, даже среди соседей, Республика Беларусь, давно уже пришла к тому, что для иностранцев должен быть отдельный прейскурант, не потому что они более платежеспособны, а потому что они требуют большего внимания, иных бизнес-процессов и, как следствие, это ведет к удорожанию себестоимости медицинских услуг. Этот уровень риска довольно высокий для России, поскольку часто медицинская организация не видит для себя смысла развивать экспорт медицинских услуг, когда за услугу иностранец заплатит столько же, сколько россиянин.

Еще один национальный риск в развитии медицинского туризма – это регулирование расчетов с агентами. На сегодняшний день, к сожалению, мало кто из государственных медицинских организаций имеет возможность включать в агентские соглашения выплаты комиссионного вознаграждения. Но практика уже существует, даже в национальных медицинских исследовательских центрах, и в 2022/2023 годах данная практика будет широко распространена и медицинские организации смогут для себя еще один новый вид привлечения иностранных пациентов через агентства медицинского туризма.

Необходимо рассмотреть и региональные риски. Как было отмечено ранее, 70 субъектов Российской Федерации входят в федеральный проект и уполномочены заниматься развитием экспорта медицинских услуг в соответствии с региональным паспортом проекта развития медицинских услуг. Первая проблема – это отсутствие центров компетенций участников.

Необходимо отметить, что не в каждом регионе имеются такие центры компетенций, которые могут вести разработку решений в области методологии развития экспорта медицинских услуг и транслировать на медицинские организации региона.

Собственно, на сегодняшний день, НИИОЗММ ДЗМ и является таким компетентным институтом в области науки и образования. Проводимые программы являются также этим решением, которое может помочь компенсировать эту проблему регионам, так как регионы могут подключаться к образовательным, научным и иным проектам НИИОЗММ ДЗМ. Они могут использовать эти ресурсы, которые готовятся не только для медицинских организаций Департамента здравоохранения Москвы, но и для медицинских организаций-участниц федерального проекта.

Следующий риск, который существует на региональном уровне – это финансирование экспорта медицинских услуг.

Необходимо отметить тот факт, что экспорт медицинских услуг по линии региональных министерств здравоохранения финансируется недостаточно хорошо, однако при всем этом имеются и другие виды источников финансирования, которые могли бы стать региональным управлением по туризму или центра поддержки экспорта.

Центры поддержки экспорта – это структуры региональные, которые реализуют программу Российского экспертного центра, или работу по программе поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса.

Как правило, центр поддержки экспорта – это целая серия программ, таких как финансирование или субсидирование участия медицинских организаций в зарубежных выставках; направление медицинских организаций за рубеж в страны-доноры медицинских туристов в рамках бизнес-миссий; прием реверсных миссий, когда представители, к примеру, медицинского сообщества со стороны реципиента приезжают в Россию в медицинскую организацию познакомиться с ее возможностями.

Также центр поддержки экспорта могут финансировать и покрывать до 80 % расходов медицинских организаций на получение международной сертификации по медицинскому туризму.

Далее необходимо рассмотреть риски медицинских организаций. Медицинский миграционный учет нерезидентов

Миграционный учет – это серьезный ответственный процесс. Он не распространяется на амбулатории, а распространяется только на стационары. Этот процесс происходит так: когда пациент поступает в стационар, его необходимо поставить на миграционный учет, при выписке пациента из стационара необходимо его снять с миграционного учета.

На первый взгляд, эти два простых действия не должны вызвать особых сложностей, т.к. возможно кто-то и не знает о том, что это необходимо делать, кто-либо пользуется неудобными средствами снятия и постановки иностранных граждан на миграционный учет. К примеру, пациенты самостоятельно посещают МВД и подают документы, в то время как это можно осуществить через почту России или аппаратный комплекс.

Как уже было отмечено, за невыполнение норм миграционного учета иностранных пациентов, находящихся в стационаре медицинской организации, имеются штрафы на медицинскую организацию от 400 до 500 тысяч рублей, на должностное лицо от 40 до 50 тысяч рублей.

Оформление визовых приглашений, это серьезная процедура.

Несомненно, если медицинская организация не осведомлена о порядке осуществления данной процедуры, она не получает поток дополнительных иностранных пациентов. С другой стороны, если медицинская организация осуществляет подобные приглашения в качестве официальной принимающей стороны, то, к сожалению, медицинская организация несет всю полноту ответственности за иностранного гражданина.

Это все штрафы, ущерб, который он причиняет. Даже в случае смерти приглашенного иностранного гражданина, медицинская организация за свой счет должна организовать репатриацию тела.

Таким образом, вопросы, связанные с визовым приглашением крайне важны, они будут рассмотрены далее.

Оформление приглашений на въезд, ответственная процедура.

Это норма непостоянная и появляется в период пандемии, в период закрытия границ. Например, Распоряжение Правительства от 6 июня 2020 года, которое сейчас не работает, оно предписывало наличие приглашений на въезд как в бумажной форме, так и (или) (через Госуслуги).

Приглашение на въезд оформляется медицинской организацией через Госуслуги, для пересечения границы при условии, если она закрыта, а иностранный гражданин прибывает в страну на получение плановой медицинской помощи. Как уже было отмечено ранее, эта норма временная, поэтому за ней необходимо отслеживать и знать алгоритм ее реализации.

Еще один серьезный риск медицинской организации – это недооценка свободных мощностей.

В ряде случаев медицинские организации начинают строить планы по организации въездного медицинского туризма, не оценив свои свободные мощности.

Например, медицинский центр, специализирующийся на реабилитации детей. Он вступил в проект развития экспорта медицинских услуг в 2019 году. Однако оценив результаты оценки мощностей специалистам стало понятно, что медицинский центр может принять от двух до десяти иностранных пациентов в месяц, потому что больше не позволяют его мощности.

Это говорит о том, что необходимо начинать весь процесс с оценки мощностей и только на основании результатов проведенной оценки, можно строить дальнейшую стратегию развития въездного медицинского туризма.

Риск на уровне медицинской организации – это процессный подход, или вернее его отсутствие в работе с нерезидентами.

Зачастую можно встретить такое явление, как медицинская организация, находящаяся на ранней стадии развития медицинского туризма, совершенно не понимает и не представляет, как это процесс сделать системным, поэтому не добивается значимых результатов.

В связи с чем возникает задача – структурировать работу Координатора и работу международного отдела, информацию по ней таким образом, чтобы в медицинской организации заработал процессный подход, который был бы более эффективным и приносил больший объем внебюджетного финансирования.

Архивы

Рубрики

Мета

Get In Touch

Latest Posts