Развитие лечебно-оздоровительного туризма на Дальнем Востоке с привлечением нетрадиционных медицинских практик буддийских центров – дацанов как фактор реализации градостроительных ресурсов территорий

Ассоциация медицинского туризма и экспорта медицинских услуг > Статьи > Развитие лечебно-оздоровительного туризма на Дальнем Востоке с привлечением нетрадиционных медицинских практик буддийских центров – дацанов как фактор реализации градостроительных ресурсов территорий

Развитие лечебно-оздоровительного туризма на Дальнем Востоке с привлечением нетрадиционных медицинских практик буддийских центров – дацанов как фактор реализации градостроительных ресурсов территорий

Издание: Universum: технические науки.

Авторы: Долинская И.М., Хоперскова .А.А.

В статье рассматриваются перспективы градостроительного освоения потенциально курортных территорий Дальнего Востока с привлечением нетрадиционных методов лечения и реабилитации внутри оздоровительных комплексов. В качестве источника нетрадиционного лечения выступают дацаны – буддийские монастыри, исторически играющие роль не только религиозного центра, но и центра медицины, просвещения и образования, что позволяет опираться на них, как на центры историко-культурного туризма. В качестве территории для размещения такого оздоровительного комплекса, выбран Быссинский минеральный источник.

Исторически сложилось так, что одной из самых распространенных религий на российском Дальнем Востоке буддизм. Существующие здесь буддийские религиозные центры – дацаны возникли еще в середине XVIII века и строились по тибетско-монгольскому варианту, совместив в себе архитектурные традиции и культуру соседних регионов. Первоначально дацанами называли буддийские монастыри-университеты, а в тибетском буддизме дацанами называют отдельные факультеты таких университетов. Но сформировавшаяся в России типология буддийских комплексов отличалась от стандартов строительства буддийских храмов в соседних странах. Русская культура, особенно творчество местных мастеров, и суровый климат повлияли на объемно-пространственную композицию зданий, на соотношение частей и декоративных элементов, на цветовое решение фасадов. Но строгая ансамблевая планировка, упорядоченность размещения храмов и геометрия территории комплекса сохранялась и воплощала религиозную концепцию мандалы, символизируя неизбежность возврата к первоначальному состоянию. Буддийские храмы выступали не только как религиозный центр, но, также как центр медицины, просвещения и образования. Здесь создавалось большое количество буддийских сочинений и литературы, формировавшей библиотечные фонды и частные библиотечные собрания. Например, Буддийским Университет «Даши Чойнхорлин им. Дамба Даржа Заяева», входящий в состав Иволгинского дацана, обучал около 100 студентов-хувараков (послушников) на четырех факультетах: медицинском, тантрическом, философском, иконографическом. Кроме того, здесь открыты двери для всех желающих, кто хочет послушать лекции или узнать больше об Будде и его учении. Имеющие древнюю историю дацаны вызывают интерес у людей, не столько как источник религиозного просвещения и вдохновения, но и как ядро нетрадиционной медицинской практики: здесь сконцентрированы центры изучения восточной медицины. В них собирали и переводили медицинские трактаты, открывали школы и лечебницы. Например, медицинские школы в Цугольском и Агинском дацанах. А в Республике Бурятия, в Ацагатском Аршане, была организована школа тибетских медиков, большая аптека, амбулатория и палаты для больных на 40 человек. В зависимости от региона, народная медицина обладает своими уникальными особенностями и традициями, зависящими от местности, нравов и уклада жизни коренного населения и это находило и находит свое отражение в архитектуре дацанов. Знания о традиционных методах лечения копились и передавались из поколения в поколение, меняясь и сочетаясь с другими методами, обретали новые формы. Буддийские идеи стали фундаментом тибетской медицины, которая широко применялась на Дальнем Востоке. Сочетание комплексного лечения, включающего в себя традиционные и нетрадиционные методы, является актуальной темой на сегодняшний день. Большинство стран Восточной Азии (Тибет, Индия, Китай, Корея, Монголия) уже давно применяют единую систему лечения. В России, подобная схема успешно применяется в Центре Восточной медицины в Улан-Удэ, а также в санаторно-курортном центре Восточной медицины на Байкале – в селе Горячинск.

Оздоровительный туризм – один из самых быстрорастущих сегментов мирового туризма. Российский оздоровительный туризм, в первую очередь, связан с природными и культурными ресурсами, национальными традициями, историческим наследием. Значительные туристско-рекреационные ресурсы России размещены именно на Дальнем Востоке (рис. 1). Существенной проблемой является то, что все эти туристические достопримечательности и ресурсы распределены неравномерно, не имеют развитой инфраструктуры, в том числе и транспортной, и как следствие, не используются в полной мере (рис. 2). При всем богатстве ресурсов Дальний Восток содержит наименьшее число лечебных санаториев, хотя является одним из лидером по количеству онкозаболеваний.

Разнообразные природные и лечебные факторы, развитая сеть инфраструктурных объектов и транспорта, подготовленный медицинский персонал, использование всевозможных медицинских практик – основа формирования оздоровительного туризма. Большинство успешных дальневосточных санаториев – традиционных и нет – имеют в своем составе источники природных минеральных вод, используют при этом выгодное географическое положение и благоприятные климатические условия. Так, например, Халютинский аршан, расположенный недалеко от Иволгинского дацана, обладает минеральным источником и является одной из популярных точек оздоровления в тибетской медицине. Традиционная медицина формируется на стыке древних и современных методик, со временем возникают новые методы лечения, развиваются новейшие технологии, использующие сложившиеся ресурсы. На Байкале, в тех местах, где наблюдается концентрация природных минеральных источников, развивалась и развивается система буддийских центров, расположены санатории и профессиональные медицинские учреждения (рис. 3). Это – сформировавшаяся модель освоения территорий, требующая дополнительных градоустроительных усилий.

Сочетание многовекового наследия восточной медицины, современных медицинских технологий, наличие природных минеральных вод благотворно влияет на здоровье и самочувствие приезжающих сюда людей, создавая условия для лечебного туризма. Такие точки притяжения требуют повышения транспортной доступности, в том числе, децентрализации системы региональных авиационных перевозок до туристских объектов, развитие системы железнодорожных пассажирских перевозок, формирование сети туристических автобусных маршрутов, улучшения качества дорожного покрытия. Дальний Восток обладает значительными неразработанными рекреационными ресурсами с полным отсутствием какай-либо инфраструктуры, делающей их не только востребованными, но доступными и эксплуатационно-комфортными. Именно таким природным термальным источником является, например, Приамурский Быссинский минеральный источник, расположенный на левом берегу реки Быссы, в 160 км от ее устья, в 80 км от железнодорожной станции «Февральск» Тындинского региона Дальневосточной железной дороги на Байкало-Амурской магистрали (рис. 4). Еще в начале ХХ века место было популярно как «дикий» курорт (рис. 5). До сих пор постоянной автодороги от станции «Февральск» до источника нет. В зимнее время сообщение идет по «зимнику», в другие сезоны только спецавтотранспортом, вертолетом или водным путем – 96 км по реке Быссе. Стационарные источники электроэнергии отсутствуют. Быссинский источник – термальный: температура воды летом +42-43оС, зимой +19оС. В соответствии с «Классификацией лечебных минеральных вод», подземные воды Быссинского месторождения аналогичны термальным водам месторождения Кульдур Хабаровского края – важнейшего бальнеологического центра Дальнего Востока, где рядом с небольшим поселком было построено несколько санаториев, функционирующих по сей день. Воды Быссинского минерального источника являются ценным природным источником, и широко используется в санаторно-оздоровительных учреждениях.

Территория Быссинского минерального источника граничит с землями, принадлежащим коренным народам – эвенкам, многие из которых исповедуют буддизм. При этом, исторически быт местных жителей во многом опирался на шаманизм и веру духов, использованию тибетской медицины. Уникальное историко-культурное наследие, близость к этническим корням, богатству природных ресурсов делает это место точкой повышенного интереса и в развитии историко-культурного туризма. Строительство же дацана, сделает его центром общественной и культурной жизни местного сообщества. Еще в 1990 году на этих территориях предполагалось открыть курорт, но недостроенная автодорога и отсутствие линий электропередач не позволяли реализовать идею. Но на сегодняшний день, благодаря строительству новой 147-микилометровой электрифицированной железнодорожной линии Огоджа – Февральск, идущей параллельно ей автомагистрали, трассированию новых автомобильных дорог, увеличению потока людей, работающих на открывающихся производствах горнообогатительного и золоторудного кластера, можно создать здесь природно-рекреационный и культурно-оздоровительный комплекс (рис. 6). В качестве альтернативного источника энергии могут быть использованы существующие геотермальные ресурсы.

часть территории источников и включает в себя лечебно-оздоровительный центр и административный корпус. Жилая зона находится к западу от санаторной зоны. Жилой фонд состоит из 1-2-хэтажных домов. Территория санаторной зоны благоустроена, озеленена, оборудована детской и спортивными площадками и традиционным для этих мест конным двором (рис. 7). Объемно-планировочное решение лечебно-оздоровительного центра продумано таким образом, чтобы не нарушать окружающую природную среду и ландшафт. Главное здание, объединяющее в себе жилую зону и лечебный корпус, как того требуют климатические условия места, представляет собой композицию из двух объемов, «переплетенных» в центре.

Асимметричные объемы и пластика здания создает динамичную форму. Стеклянные стены связывают внутренний объем здания с окружающей средой, а двухскатная кровля, с тянувшимся ввысь коньком вдоль всего здания, возвращает нас к традиционному строительству, характерному для этого региона. Такие архитектурно-конструктивные решения создают внутри здания ощущение полета и воздушности. Здание является частью природного ландшафта, а использование гористого рельефа позволило создать природные террасы, на которых расположились отдельно стоящие общественные и административные мини-центры, водоемы термальных источников, и места отдыха под открытым небом (рис. 8). Включенные в состав комплекса здания дацана, напротив, традиционны и каноничны. Территория закрыта со все сторон, с мощными воротами при входе. Она разделена на несколько зон: храмовую, образовательную, жилую. В северной части комплекса расположены домики, напоминающие жилище коренных жителей, чумы. Здесь будут жить будущие студенты, а также паломники (рис. 9). Центральный храм расположился вдоль главной оси, в южной части территории, рядом с водоемом. Последующие постройки, храмы – дуканы, ступы, в соответствии с правилами и традицией, расположены по принципу «кольца вокруг центрального храма».

Создание подобного комплекса, совмещающего в себе функцию религиозного и курортного центра, даст жителями близлежащих населенных пунктов дополнительные рабочие места, а транспортная доступность в границах изохроны одного часа создаст возможность для ежедневной маятниковой миграции населения ради получения работы, образования, посещения оздоровительного центра. Согласно статистическим данным, приведенным в работе «Анализ рынка санаторно-курортных услуг в России в 2017-2021 гг. Прогноз на 2022-2026 гг.» между 2016 и 2020 годом, процент курортов, использующих минеральные воды и лечебные грязи, минимален, что очевидно доказывает необходимость строительства подобных мест.

Таким образом, совместное применение двух лечебных систем, которые в российской медицинской практике совмещались еще на рубеже 1900 – 1930-х годов, является актуальной темой медицины, которая должна и может найти свое образное отражение, объемно-пространственное и композиционное решение через размещение на территории Быссинского минерального источника природно-рекреационно-религиозно- образовательного комплекса.

Архивы

Рубрики

Мета

Get In Touch

Latest Posts