Риски оформления приглашения иностранного гражданина через МВД
В современных условиях для учета лиц, прибывающих на территорию Российской Федерации, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции СOVID-19 предусмотрено большое количество ограничений и запретов. В настоящее время законно находящийся иностранный гражданин – это, как правило, лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом и международным договором документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в России.
Вместе с ростом количества иностранных граждан, въезжающих на территорию России, растет и количество совершенных ими административных правонарушений, что, в свою очередь, обостряет проблему ужесточения ответственности за различные нарушения отечественного миграционного законодательства. Правовое положение иностранных граждан регламентируется большим числом нормативных правовых актов, среди которых не только национальное законодательство, но и нормы международного права, а также особый правовой режим, который предоставляется государством пребывания. Вместе с тем главная роль в укреплении общественного порядка и общественной безопасности в сфере миграции, безусловно, принадлежит мерам административной ответственности.
Данный факт свидетельствует о необходимости развития и совершенствования института административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в российском праве. Государством установлена мера ответственности за совершение административных правонарушений как для российских граждан, так и для иностранных граждан и лиц без гражданства, которая является административным наказанием, применяемым в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
За нарушение установленных запретов предусмотрена не только административная (статья 18.1 Кодекса об административных правонарушениях), но и уголовная ответственность (статьи 322, 322.1 Уголовного кодекса РФ). Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что к административной ответственности за нарушения миграционного законодательства в России привлекаются не только иностранцы, но и работодатели, заказчики работ (услуг), приглашающая сторона и принимающая сторона, поскольку указанные субъекты несут ответственность за соблюдение миграционного и иного законодательства приглашенными по их инициативе иностранными гражданами и лицами без гражданства. Другими словами, круг субъектов административной ответственности в сфере миграции значительно шире и не ограничивается только такой категорией, как иностранные граждане и лица без гражданства, но включает в себя и приглашающую сторону, и принимающую сторону, работодателей и заказчиков работ (услуг), руководителей и иных сотрудников организаций, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями (директор, председатель кооператива и др.), индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и иных лиц.
Процедура постановки на учет лиц, осуществляющих миграцию, в том числе медицинскую, предусматривает значительное множество нюансов, соблюсти которые возможно только при условии наличия в структуре учреждения отдельно должности (при организации значительных поток мигрантов). В качестве административно-правовых санкций по указанным составам предусмотрены административный штраф, который является самой распространенной мерой для иностранных граждан и лиц без гражданства, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации, применяющееся исключительно к рассматриваемой категории, что подчеркивает особый административно-правовой статус указанных лиц в российском праве. А в отношении юридических лиц (приглашающей стороны) помимо распространенного административного штрафа может применяться такая мера наказания, как административное приостановление деятельности.
Таким образом, медицинским организациям, оформляющим официальное приглашение через МВД для прибытия иностранного гражданина на территорию РФ с медицинскими целями, необходимо оценивать весь спектр рисков, которые несет такое решение.