Возможности медицинского туризма в Волгоградской области
Здравоохранение» реализуется региональный проект «Развитие экспорта медицинских услуг Волгоградской области», ориентированный на развитие внебюджетной деятельности государственных медицинских организаций, повышение их конкурентоспособности и увеличение объема экспорта медицинских услуг как для иностранных граждан, так и для граждан Российской Федерации, проживающих в других субъектах страны. Для участия в проекте определены 20 ведущих государственных медицинских организаций, которые предоставляют услуги в сфере стоматологии, косметологии, репродуктивного здоровья, ортопедии, кардиохирургии, онкологии. Критериями отбора являлись материально-техническая база учреждений, наличие подготовленного персонала, наличие врачей высокой квалификации, достойный уровень сервиса, внедрение передовых медицинских методик и технологий.
С целью получения необходимой медицинской помощи Волгоградскую область в 2019 году посетили 1170 иностранных граждан, в 2020 году медицинскую помощь оказали 1271 приезжему пациенту, за первую половину 2021 года – 561 иностранцу, а в планах оказание медицинской помощи 1450 приезжим. При этом доход от предоставленных платных услуг в 2019 году составил 6,2 млн рублей, в 2020-м – 7,8 млн рублей. Чаще всего регион, чтобы лечиться, посещают граждане Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Армении, Украины.
При очевидном росте числа приезжающих иностранных пациентов можно говорить о наличии ряда проблем, с которыми сегодня сталкиваются медицинские организации при организации работ по привлечению нерезидентов в региональные медицинские организации.
К этим проблемам можно отнести:
1. Низкую информированность иностранных граждан о возможностях получения медицинских услуг на территории Волгоградской области. Нерешенным остается вопрос о том, кто выступает субъектом такого информирования, исключить конфликт интересов и повысить личную ответственность информаторов.
2. Низкая информированность участников рынка об упрощенной процедуре получения виз для иностранных граждан, въезжающих на территорию Российской Федерации с целью получения медицинских услуг.
3. Коммуникационные барьеры между потенциальными медицинскими туристами и специалистами сферы здравоохранения (например, отсутствие штатных переводчиков, отсутствие перевода информационных страничек веб-сайтов российских медицинских организаций).
4. Отсутствие широкого распространения страхования профессиональной ответственности медицинской организации.
5. Низкий уровень развития околомедицинского сервиса вследствие отсутствия взаимодействия сектора туризма с сектором здравоохранения.
В целях устранения указанных барьеров и продвижения за пределы Волгоградской области медицинских услуг комитетом здравоохранения Волгоградской области разработан комплекс мер, включающий:
1) внедрение в медицинских организациях Волгоградской области системы мониторинга статистических данных медицинских организаций по объему оказания медицинских услуг иностранным гражданам, в том числе в финансовом выражении. В рамках данного мероприятия внедрена система ежемесячного мониторинга оказания медицинских услуг иностранным и иногородним гражданам по количеству, стоимости медицинских услуг, территории проживания пациентов, профилю оказанной медицинской услуги;
2) проведение маркетинговых исследований туристического рынка медицинских услуг. В рамках данного мероприятия учреждениями была проведена оценка основных стран – потребителей услуг, действующих и потенциальных, с учетом транспортной доступности региона, наличия собственного экспортного потенциала для реализации определенного вида услуг;
3) проведение информационно-рекламной кампании, участие в межрегиональных и международных выставках.
Основные выводы в сложившейся ситуации:
1. Медицинский туризм становится не только востребованным социальной жизнью современного общества, но и конкурентоспособным видом экономической деятельности. Одновременно с этим наблюдается необходимость использования зарубежного опыта развития медицинского туризма для создания национальной гибкой системы, критического осмысления, анализа и адаптации полученных сведений и их внедрения в повседневную практику.
2. Для достижения намеченных результатов необходимо не только создать адекватную этико-правовую базу с целью развития рассматриваемой сферы, но и улучшить состояние лечебно-профилактических учреждений, способных принимать иностранных пациентов.
3. Сбор обратной связи от иностранных пациентов по полученным медицинским услугам является основой для комплекса мер по продвижению бренда российского здравоохранения на международном рынке.
4. Медицинский туризм – существенный фактор развития здравоохранения, нравственно-этических и профессиональных качеств врачей и туроператоров, фактор развития отраслевой международной коммуникации.
Развитие регионального медицинского туризма возможно при условии межведомственного взаимодействия всех заинтересованных сторон и создания региональных этических комитетов лечебных организаций, оказывающих услуги медицинского туризма.