Взаимодействие медицинских организаций и туроператоров

Ассоциация медицинского туризма и экспорта медицинских услуг > Статьи > Взаимодействие медицинских организаций и туроператоров
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ

Взаимодействие медицинских организаций и туроператоров

Медицинский туризм, по сути, представляет собой совмещение лечения с посещением туристических объектов в месте дестинации. Однако, в виду того, что многие годы в России медицинских туризм развивался силами медицинских организаций, то моменту посещения пациентом туристических объектов уделялось минимальное внимание, если вообще уделялось.

Фактически медицинские организации, прежде всего частные, могут самостоятельно предлагать своим пациентам услуги размещения, трансфера и культурных программ только при минимальном потоке пациентов. Как только такой поток будет нарастать, клиника тут же ощутит собственные ограничения в предоставлении подобных услуг.

С другой стороны, существует огромное множество туристических операторов, специализирующихся на въездном и внутреннем туризме. У них — значительные возможности по предоставлению туристических пакетов, в которые входит перелет, трансфер, различные варианты размещения, разнообразная культурная программа. Кроме того, множество туроператоров предлагает своим клиентам, помимо прочего, и санаторно-курортное лечение.

Взаимодействие медицинской организации и туроператора представляет существенный интерес для изучения не только с точки зрения их совместной работы над медицинским туристическим продуктом, но также с правовой стороны подобной совместной работы. Следует уточнить, что приглашающей стороной на медицинские услуги иностранных пациентов из визовых стран может быть только медицинская организация, которая как правило не желает брать на себя риски. С другой стороны туроператор также может быть приглашающей стороной, но только по реализуемым ими турпродуктам. Поэтому уже на первом этапе работы медицинской организации с туроператором необходимо понимать, какое из юридических лиц становится приглашающей стороной. Еще один важный правовой вопрос – ответственность. По действующему законодательству туроператор несет всю полноту ответственности за реализуемый турпродукт, если даже в него была включена составляющая по медицинскому туризму. Таким образом в случае недовольства медицинского туриста качеством оказания медицинской помощи в медицинской организации претензия будет предъявляться к туроператору. В этом случае для перестраховки рисков для туроператора целесообразно вывести медицинскую составляющую из турпродукта, оставив только услуги сопровождения во время получения медицинской помощи. Но тогда рушится сама идея единого комплексного турпродукта, когда медицинскому туристу нужно оплатить услуги в «единое» окно. Разделение платежей по организациям уже создает для медицинского туриста риск переплаты и выхода из ранее запланированного бюджета, поскольку на момент вылета в страну получения медицинской помощи на руках у него будет только один договор, с туроператором, на часть планируемых услуг. По этим причинам, а также по причине сложности формирования медицинского турпродукта медицинским туризмом занимаются ограниченное число туроператоров. Рассмотрим процесс взаимодействия медицинской организации и туроператора. Что же необходимо сделать медицинской организации?

Прежде всего, медицинская организация должна определиться с перечнем нозологий предоставляемых услуг. Это позволит определить период как стационарного, так и амбулаторного пребывания медицинского туриста. Желательно, чтобы выбранные направления поддавались «упаковке», то есть по ним можно было сформировать «пакетное» предложение.

Сроки пребывания пациента дают туроператору понимание сроков размещения и наполнение культурной программы. Чем дольше сроки пребывания, тем насыщеннее и интереснее может быть культурная программа. Если пациент большую часть своего пребывания должен находиться в стационарных условиях, то туроператор может предложить размещение в гостинице и культурную программу сопровождающему лицу или лицам.

Далее медицинская организация должна определиться со страной-донором. Для клиники это позволит определить рабочие языки и дополнительные услуги, предоставляемые в клинике (например, индивидуальное питание, исходя из религиозных особенностей пациента). А для туроператора это позволяет сформировать понимание по стоимости перелета и визового сопровождения. Также может сформироваться понимание сезонности. А это в свою очередь создает готовое предложение по туру.

С другой стороны, туроператор, начиная работать с медицинской организацией, может предложить своим существующим клиентам новый продукт в виде тура с проверкой состояния здоровья. Также данный продукт вполне может привлечь и дополнительных клиентов. В данном случае туроператор выполняет туристическую часть программы, а клиника выполняет медицинскую часть. И в случае выявления проблем со здоровьем, клиника может получить пациента для последующего лечения, что в свою очередь также позитивно влияет и на туроператора, так как подразумевает повторное посещение пациентом страны.

Медицинской организации для данного продукта необходимо разработать различные варианты программ комплексного обследования. При разработке данных программ стоит учитывать, что основной продукт у пациента – это тур, а медицинская составляющая является лишь дополнительной опцией. Кроме того, туроператор будет предлагать тур для групп от десяти человек. Поэтому при разработке программ обследования или чекапов следует делать упор на такие обследования, которые группа может пройти за несколько часов.

Если медицинская организация планирует сконвертировать данные чекапы в дальнейшее лечение этих пациентов, то обследования должны выбираться, во-первых, исходя из профиля медицинского учреждения, а во-вторых, результат обследований должен быть готов в течение 3-5 дней, чтобы пациент до своего отъезда мог получить заключение. После прохождения обследования пациенты полностью предоставляются туроператору и его программе. Перед отъездом пациенты приглашаются повторно в клинику для получения выписки.

Медицинской организации следует оформить выписку/предложение на языке пациента. В данной выписке, помимо самих результатов обследования, имеет смысл указать рекомендации по профилактике заболеваний, в случае выявления отклонений от нормы. К предложению можно приложить информацию о клинике, врачах, оборудовании и преимуществах.

Архивы

Рубрики

Мета

Get In Touch

Latest Posts